Состоялось внеочередное заседание Торжокской городской Думы

21 января состоялось первое заседание Торжокской городской Думы (далее – Дума) в 2015 году, которое имело статус внеочередного. Необходимость его проведения возникла после консультаций с Министерством по делам территориальных образований Тверской области по поводу порядка рассмотрения и принятия проекта решения Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Торжок» (далее – Устав). Такой документ был подготовлен администрацией города для того, чтобы Устав города привести в соответствие с действующим законодательством, так как последний раз изменения в Устав вносились Думой в 2012 году. Министерство по делам территориальных образований Тверской области рекомендовало начать процедуру рассмотрения Проекта с принятия Думой отдельного решения об опубликовании Проекта в средствах массовой информации.
Представляя Проект, заведующий юридическим отделом администрации города Козлов Н.А. пояснил, что цель сегодняшнего заседания – не рассмотрение и принятие изменений в Устав города Торжка, а лишь дача согласия на публикацию в средствах массовой информации этого документа и, таким образом, будет дан старт процедуре рассмотрения и принятия Проекта.


В то же время, докладчик остановился на принципиальных изменениях, которые предлагается внести в Устав города Торжка. Эти наиболее важные изменения касаются порядка избрания должностных лиц местного самоуправления города Торжка и депутатов Торжокской городской Думы.
Во-первых, в соответствии с законом Тверской области от 27.11.2014 № 93-ЗО «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области» во всех городских округах Тверской области Главы муниципальных образований избираются представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняют при этом полномочия его Председателя. Таким образом, теперь Глава города Торжка будет избираться не на прямых муниципальных выборах населением города, а депутатами Торжокской городской Думы из своего состава. При этом Глава города будет исполнять и полномочия Председателя Торжокской городской Думы.
При такой модели организации местного самоуправления, Глава города, исполняющий полномочия Председателя представительного органа, не может одновременно исполнять полномочия Главы администрации города (возглавлять местную администрацию). В этом случае Глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу.
Во-вторых, избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа, в соответствии с действующим законодательством определяется Уставом муниципального образования. В настоящее время в соответствии с Уставом города Торжка депутаты Торжокской городской Думы избираются по смешанной избирательной системе (мажоритарно-пропорциональной) с закрытыми списками кандидатов.
Это означает, что половина депутатов Думы избираются на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам населением города, а вторая половина формируется по спискам политических партий, принявших участие в муниципальных выборах и набравших необходимый процент голосов избирателей, в соответствии с нормой представительства.
Однако, Проект предусматривает переход на мажоритарную избирательную систему относительного большинства, в соответствии с которой все депутаты Думы избираются населением города на муниципальных выборах.
Этот переход на другую избирательную систему при выборах депутатов в представительный орган города Торжка предусмотрен Проектом. По результатам опроса депутатов в октябре 2014 года на очередном заседании Думы абсолютное большинство депутатов, присутствующих на заседании, высказались за переход на мажоритарную избирательную систему. При этом депутаты, обосновывая свою позицию по данному вопросу, приводили следующие доводы в пользу новой избирательной системы:

1.
Депутаты-одномандатники и депутаты, прошедшие по спискам политических партий, находятся в неравных условиях:
- депутат-одномандатник имеет свой конкретный округ и соответственно ответственность за свою работу он несет перед избирателями этого округа. У депутата, прошедшего по спискам, округ – это территория всего города Торжка; ответственность неопределенная, территория размытая;
- в случае перехода на мажоритарную систему выборов депутатов, количество округов увеличится с 11 до 22. А это значит, что количество избирателей в округе уменьшится вдвое, следовательно, нагрузка на одного депутата уменьшится, вследствие чего возрастет эффективность его работы.
2. Избиратель должен голосовать за конкретного человека, а не за политический список претендентов на депутатский мандат, о которых избиратели, подчас, мало что знают.
3. На местах органам местного самоуправления ежедневно приходиться решать конкретные житейские проблемы граждан и хозяйственные вопросы жизнедеятельности города, а не заниматься политикой. Поэтому на уровне Государственной Думы формирование депутатского корпуса по партийному принципу, может быть, и оправдано, а на местном уровне это совсем не обязательно.
На прошедшем заседании Думы 21.01.2015 при обсуждении этого вопроса звучали и другие мнения. Поэтому дискуссия по этому вопросу будет продолжена в ходе дальнейшего обсуждения Проекта.
Возникло немало вопросов и по поводу нового порядка избрания Главы города и его полномочий.
Дело в том, что выборы депутатов Торжокской городской Думы пройдут 13 сентября 2015 года, а полномочия действующего Главы города заканчиваются в декабре 2016 года.
В связи с этим возникают следующие обоснованные вопросы:

1).
Возможно ли в этом случае проведения выборов Главы города и Председателя Думы из нового состава депутатского корпуса?

2).
Если это невозможно сделать до декабря 2016 года, то кто будет исполнять полномочия Председателя Торжокской городской Думы нового созыва?

3).
Возможен ли вариант, что действующий Глава города досрочно сложит свои полномочия после выборов депутатов Думы нового созыва, чтобы реализовать в полном объеме новую модель организации местного самоуправления в городе Торжке уже в 2015 году?
К сожалению, законодатель не предусмотрел в принятых законах таких вариантов и соответственно они не могут быть прописаны в Проекте. Поэтому ответов на эти вопросы пока нет, но они поставлены перед Министерством по делам территориальных образований Тверской области.
Понятно одно, что действующий Глава города имеет право как исполнять свои полномочия до декабря 2016 года, так и сложить их досрочно.
Депутаты Торжокской городской Думы в итоге одобрили внесенный Главой города Проект решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Торжок» и приняли решение опубликовать его в газетах «Новоторжский вестник» и «Торжокская неделя». С Проектом можно также ознакомиться на сайтах Торжокской городской Думы и администрации города. Торжокская городская Дума приняла также отдельное решение «О проведении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Торжок». Публичные слушания состоятся 16.02.2015 в 10-00 в актовом зале администрации города Торжка.
Дальнейшая процедура рассмотрения Проекта выглядит следующим образом:
1.В течение 20 дней со дня опубликования Проекта в средствах массовой информации (до 12.02.2015) граждане и общественные организации (объединения) могут внести в Торжокскую городскую Думу свои поправки к Проекту в порядке, установленном Положением о порядке учета предложений по проекту решения Торжокской городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Торжок, которое опубликовано вместе с Проектом.

2.
16.02.2015 пройдут публичные слушания по Проекту, на которых могут присутствовать все желающие.

3.
Все поступившие предложения (поправки) по Проекту рассматриваются депутатской рабочей группой, созданной в декабре 2014 года специальным постановлением Думы, не позднее чем за 30 рабочих дней со дня опубликования Проекта (до 22.02.2015).

4.
Очередное заседание Торжокской городской Думы, на котором будет рассмотрен и принят Проект (с учетом внесенных поправок).

Приглашаем жителей города Торжка принять активное участие в этом процессе.